Чем завтра питаться будем?

Bookmark and Share


Трудно поверить, но сегодня в Украине, славящейся своими плодородными землями, каждый шестой житель не может обеспечить себе достойного питания. А что будет завтра? Прогнозы, честно говоря, малоутешительны. Истощаются почвы, снижается их плодородие, падают урожаи. Ученые бьют в набат: мы утрачиваем главный ресурс страны – отечественные черноземы. Как же докатились до жизни такой, есть ли еще шансы спасти положение, вернуть нашей Отчизне былое реноме европейской житницы и обеспечить ее продовольственную безопасность? Об этом беседуем
с заведующей отделом фитопатологии и энтомологии Одесского селекционно-генетического института доктором биологических наук Ольгой БАБАЯНЦ.

– Ответы на эти актуальные вопросы в принципе известны, – говорит Ольга Вадимовна. – Сейчас происходят глобальные изменения климата, он становится резко континентальным – с жарким засушливым летом и холодной, с большими перепадами температур, зимой. Без учета этих обстоятельств, какие бы у нас ни были прекрасные сорта злаков и технологии их возделывания, потерь урожая не избежать. А лучше всего, конечно, иметь сорта, адаптированные к последним, резким, климатическим метаморфозам. Пока же таких сортов, прямо скажем, недостаточно, с их появлением на свет селекционеры запоздали лет на двадцать. Правда, и сейчас еще не поздно заняться созданием новичков, выживающих в новых, экстремальных, условиях.
Претерпеть изменения должна и нынешняя система земледелия. Ведь за последние десять лет у нас повсеместно разрушена классическая модель севооборотов, которой испокон веков пользовались украинские земледельцы. Нынче бал на земле нередко правят бизнесмены-временщики, которые хотят получить все и сегодня. Что ж удивляться, что подсолнечник сеют по подсолнечнику (он должен возвращаться на одно и то же поле раз в 7 – 10 лет), вопреки всем правилам увеличивают клин масличных культур, полностью забыли о черных парах. В результате почвы истощаются, деградируют, утрачивают плодородие. Интенсивность деградации обуславливает ежегодно недобор 10 – 12 миллионов тонн сельскохозяйственной продукции. Природа, как видите, жестоко мстит за фривольное с ней обращение.
– Но наш народ по-прежнему гордится отечественными черноземами, а также тем, что на территории Украины якобы сосредоточено более половины их мировых запасов. А как обстоят дела на практике?
– Хуже некуда. Чернозем уходит в никуда – уплывает в реки, превращается в ил, вывозится на продажу. Да и само качество украинских черноземов резко упало, на критическом уровне содержание гумуса – важного показателя плодородия, определяющего производительность сельскохозяйственных угодий. Можно прогнозировать, что через сотню лет такого хозяйствования украинцы будут жить на нитратных солончаках. А глобальные климатические изменения могут привести к тому, что мы окажемся в зоне полупустынь. Эта ситуация общая для всей нашей страны.
– Согласитесь, какие-то уж слишком мрачные перспективы. Неужели у ученых нет «рецептов» спасения украинского земледелия?
– К счастью, «рецепты» есть, как, впрочем, и потенциал земледелия еще не исчерпан полностью, нужно только определиться, как действовать. Первым делом повернуться лицом к аграриям следует ученым-селекционерам. Ведь земледельцы давно просят сорта сельскохозяйственных культур, которые бы уверенно чувствовали себя в нашей зоне рискованного земледелия.
– Наши селекционеры, насколько известно, постоянно работают над выведением таких сортов. Многие из тех, что уже выпущены в производство, устойчивы к засухе, морозам, вредителям, наделены высокой урожайностью. Почему же все-таки украинские аграрии не используют сполна заложенный в них потенциал, а нередко отдают предпочтение сортам зарубежной селекции?
– Дело в том, что к сортам-иностранцам «прилагаются» подробная агротехника их выращивания, причем в разных условиях, а также система защиты от болезней и вредителей. Наши же селекционеры-соотечественники часто выпускают в жизнь своих новичков, что называется, «голыми и босыми», вынуждая аграриев действовать методом проб и ошибок. Они-то в результате и остаются «крайними».

– Ольга Вадимовна, а как обстоят дела с урожаем нынешнего года?
– Прямо скажем, не лучшим образом. Вспомните, сколько погибло посевов нынешней зимой из-за сильных морозов, многие из них пришлось пересевать, причем часто не по лучшим предшественникам.
Особенно пострадал ячмень, чуть больше повезло пшенице. К тому же из-за жаркой погоды она меньше поражена болезнями и вредителями, зерно, хоть и щуплое, но с высоким содержанием белка. Поэтому большая часть урожая, поступающая с полей, является продовольственным зерном. Но смогут ли хлеборобы выгодно его продать – еще не известно.
– Дело в том, что большинству аграриев некуда свозить урожай, – отмечает специалист по фумигации зерновых Александр Чубенко. – Сдавать же на хранение на элеваторы – дорого и невыгодно. Хорошо, что пока не ввели, как в прошлом году, квоты на экспорт зерна, люди смогут хоть что-то заработать. Правда, ни пшеница, ни ячмень еще не поступали на портовые элеваторы, где обычно перед отправкой за границу проводится фумигация, иными словами, обработка урожая от болезней и вредителей, дабы экспортеры получали обеззараженное зерно.
Сейчас невозможно спрогнозировать, какой вообще удастся собрать урожай зерновых. Некоторые эксперты утверждают, что его недобор, включая ранние и поздние культуры, составит в Украине около трех миллионов тонн. Впрочем, цыплят по осени считают.
А вот извлекать уроки из наших просчетов можно уже сегодня. Скажем, с потеплением у растений появляются новые болезни и вредители. Стало быть, надо быстро менять методы борьбы с ними. Так же оперативно следует реагировать на все происходящие изменения в природе, иначе мы потеряем статус аграрной державы.

– Ольга Вадимовна, в последнее время все чаще идут разговоры об угрозе глобального голода. Подтверждение – свежие данные Всемирного банка, свидетельствующие о том, что за год цены на продукты в мире выросли на треть и десяткам стран угрожает голод. Сумеет ли противостоять ему Украина?
– Все зависит от того, сможем ли мы рационально распорядиться нашим главным ресурсом – землей, исправить допущенные ошибки и просчеты. Необходимо также наладить систему планирования и прогнозирования, дабы не заботиться лишь о сиюминутной выгоде, а думать о завтрашнем дне и продовольственной безопасности страны.
Что же касается голода, то его угроза существует постоянно. Он стал реальностью для Индии, многих провинций Китая и ряда стран Африки. В Украине, к счастью, пока такой проблемы нет. Однако цены на продовольственные товары из года в год растут и в нашей стране. А посему ни в коем случае нельзя быть беспечным и утверждать, что голод нам не грозит.
– Но ведь дело не только в том, чтобы не допустить голода, обеспечив людей достаточным количеством продуктов питания. Они еще должны быть высокого качества и полезными для здоровья человека. А как решить эту проблему, если сегодня земледельцы для получения высоких урожаев сплошь и рядом используют химию?
– И впрямь, темпы роста затрат на химическую защиту растений превышают темпы прироста продукции растениеводства. А что делать хлеборобам? Ведь в Украине урожай пшеницы с каждого четвертого гектара земли «съедается» патогенами и вредителями.
Однако масштабное, зачастую плохо контролируемое применение, в частности, пестицидов (большинство из них – это яд), которое растет год от года, очень беспокоит ученых, врачей, экологов, специалистов по защите растений в нашей стране и за рубежом.
Впрочем, положение не безвыходное: органическое земледелие – вот что спасет мир. Его уже взяли на вооружение многие фермеры Западной Европы, появилась и категория потребителей, готовых платить за органические продукты питания немалые деньги. Создаются также благоприятные условия для выхода такого типа продукции на международный рынок.
Органическое аграрное производство пробивает себе дорогу и в нашей стране. Но, честно говоря, с большими трудностями. У нас, по сути, нет животноводческой отрасли, без которой не может развиваться и органическое земледелие. И все же отдельные зоны удалось создать. Одна из них находится в межлиманье, что в Беляевском районе, где тон задает хозяйство «Покровское». К счастью, здесь удалось сберечь поголовье животных, а потому поля удобряют органикой, объявив химические средства «вне закона», их категорически запрещено использовать в производстве. Но таких зон, к сожалению, очень мало, они не делают погоды на продовольственном рынке региона.

– Уже не первый год ведутся дискуссии и споры по поводу генномодифицированных продуктов. Одни утверждают, что они вредны для здоровья человека, другие, напротив, уверены – продовольствие с ГМО снимет проблему голода в Украине и в мире. А где же, позвольте спросить, истина?
– Одно можно твердо сказать: ГМО прочно вошло в сознание наших соотечественников, быстро сориентировавшихся в рыночных условиях. Не случайно в продаже можно встретить соль либо воду, на этикетке которых безапелляционно написано: без ГМО. Таким же манером «маркируют» свою продукцию на базарах крестьянки, торгующие укропом, петрушкой и другой зеленью. Но спросите любую, что собой представляют генетически модифицированные культуры, вряд ли услышите правильный ответ.
Генномодифицированные продукты создаются искусственным способом – путем переноса генов из одних организмов в другие. Наиболее модифицированные – соя, кукуруза, рис, томаты, сахарная свекла, картофель. На нашем столе вполне могут оказаться с ГМО рыба, мясо, овощи.
Однако миф о том, что ГМО спасет мир, порядком устарел. Ведь продукты с его содержанием не отличишь по запаху – это можно сделать только с помощью лабораторных исследований. Именно такие лаборатории играют ключевую роль в маркировке ГМО-продукции. Но они очень дорогие, их мало в нашей стране, а потому исследований с модифицированным продовольствием у нас почти не проводится. И, стало быть, никто не может знать доподлинно, что хорошо, а что плохо.
Ясно лишь одно: для человечества генномодифицированные культуры – не панацея от голода. Они так же болеют, как культурные растения, их пожирают сорняки, вредители. В западных странах старательно изучают и анализируют эти явления, а мы предпочитаем уходить от проблем.
И хотя людям, как правило, кушать хочется всегда, все же на всякий случай нелишне вооружиться принципами предосторожности в обращении с ГМО. Когда речь идет о безопасности человека и природы, отсутствие рисков должно быть очевидным.

Лилия НОВИЦКАЯ.



Обсудить на форуме или в блоге