Как-то раз мне довелось встречать
ночной поезд. На Привокзальной
площади даже в это время суток всегда припарковано несколько легковых машин, поджидающих пассажиров.
Договорившись с одним из водителей
о стоимости проезда, я попросила его подождать прибытия экспресса.
– Э, нет! – возразил водитель, – когда
к перрону подойдет поезд, мои расценки уже будут в два раза выше!
Что тут скажешь. Едва ли уважающая себя транспортная фирма может пересматривать свои тарифы подобным образом, но в данном случае перевозчик был нелегальный.
В нашем городе, как и во многих других крупных городах Украины, почти весь таксомоторный извоз находится в руках нелегалов. Навести порядок в этой сфере уже давно пытаются не только органы местного самоуправления, но и различные объединения транспортных предприятий. Об этом наша беседа с президентом Одесской ассоциации транспортников и областной организации работодателей-транспортников Ильей Тищенко.
– Илья Степанович, известно ли, сколько на сегодняшний день в Одессе нелегальных перевозчиков?
– Даже по самым скромным оценкам, в Одессе не менее восьми тысяч легковых машин, водители которых занимаются нелегальным извозом. А на территории области таких машин около десяти тысяч. Правда, сейчас, когда начался курортный сезон и на наших улицах стали появляться машины с иногородними и даже иностранными номерами, думаю, эти цифры значительно выросли.
Что же касается легальных таксомоторных предприятий, то их в нашем городе только два – «Платан» и «Евротакси». Оба они – члены нашей ассоциации и уделяют значительное внимание качеству своих услуг. За всеми остальными названиями, которые вы можете услышать в рекламных объявлениях, стоят не таксомоторные предприятия, а диспетчерские службы. На упомянутые восемь тысяч машин, работающих под «черным флагом», приходится около трех сотен таких служб, причем многие из них – так называемые «однодневки», которые месяц проработают, а потом закроются. Но на их место обязательно придут другие. И для того чтобы войти в этот рынок, новички станут предлагать более низкие цены, что, безусловно, усугубит положение всех остальных перевозчиков. Особенно тех, кто работает в правовом поле и выплачивает налоги.
Недавно прекратило свое существование таксомоторное предприятие «Елена», не выдержав конкуренции со стороны нелегальных перевозчиков.
– Но чем же транспортные предприятия отличаются от диспетчерских служб?
– Разница очень существенная. Помимо того, что транспортное предприятие выплачивает все налоги, оно еще отвечает за техническое состояние своего транспорта. По ныне существующим нормам такси должно иметь маячок на крыше, шашечки на дверях, таксометр в салоне, место для багажа и специальное кресло для детей. Кроме того, уважающие себя таксомоторные предприятия обычно страхуют своих пассажиров на случай аварии. Стоимость такой страховки невелика – от 90 до 120 гривень с одной машины в год. Зато, если эта машина попадет в аварию, страховая компания оплатит все связанные с этим расходы пассажиров.
Что же касается диспетчерских служб, то у них, как правило, нет своего транспорта, есть только договора с владельцами машин. Владелец службы ничего не знает ни о техническом состоянии этих машин, ни о профессионализме водителей. И даже если бы что-то знали, все равно ничего не смогли бы сделать.
Поэтому тот, кто, польстившись на более низкие тарифы, решается сесть в частную машину, не оборудованную таксометром, должен понимать, что доверяет свою безопасность счастливому случаю. Сам перевозчик не несет за пассажиров никакой ответственности.
– Выходит, рынок таксомоторных перевозок – это своего рода дикое поле. Но куда в таком случае смотрят налоговики?
– У налоговой инспекции и Госавтоинспекции попросту связаны руки. По существующему законодательству физическое лицо, не имеющее лицензии на право извоза, можно оштрафовать на сумму от 17 до 340 гривень, и то только по решению суда. При участии нашей ассоциации и других отраслевых общественных объединений совместно с городскими властями и контролирующими органами неоднократно проводились рейды по выявлению нелегальных таксомоторов, и каждый составленный по этому поводу протокол приходилось направлять по месту жительства участковому инспектору. Тот, в свою очередь, должен направить все собранные документы в суд. Проконтролировать, дошло ли дело до суда, у нас не было возможности. Между тем, любое таксомоторное предприятие госавтоинспектор без бюрократических проволочек может оштрафовать на сумму от 1700 до 3400 гривень, это, не считая штрафных санкций по нововведениям в действующем законодательстве (Налоговый кодекс, Трудовой кодекс и др.), где санкции – от 8000 гривень. Вот и судите сами, кому выгоднее работать и почему на рынке таксомоторных перевозок правят бал нелегалы.
– Можно ли исправить создавшуюся ситуацию?
– Помимо того, что мы всячески стараемся привлечь внимание различных контролирующих служб к этой проблеме, мы еще пытаемся повлиять на принятие закона, регламентирующего деятельность таксомоторов. Во-первых, этот закон должен стимулировать деятельность легальных перевозчиков. Во-вторых, его необходимо принять как можно скорее. Но, к сожалению, есть силы, которые, наоборот, не заинтересованы в его принятии. Ведь когда любой денежный оборот приобретает достаточные масштабы, от него обязательно делаются определенные отчисления. В легальном случае – в пользу бюджета, а в нелегальном – в пользу коррупционных структур. Нелегальный извоз
тем временем процветает.
Совместно с одесскими городскими властями надеемся реализовать проект по созданию муниципального такси, которое станет своего рода брэндовой визитной карточкой города, как в Нью-
Йорке Yellow taxi или в Лондоне
London cab. Это такси при содействии инспектирующих органов
должно вытеснить с Привокзальной площади и других подобных
мест всех нелегалов.
И в городе появится комфортное такси, соответствующее всем
европейским стандартам.
Надежда УТКИНА.