Этапы большого пути

Bookmark and Share


Судьба связала с ВДВ
Начал военную службу Лев Николаевич за год до начала Великой Отечественной войны в 202-й воздушно-десантной бригаде. Военная судьба была благосклонна к старательному деревенскому пареньку из Калужской области, который в элитных военно-воздушных силах прошел по всем служебным ступенькам: командир взвода, роты, заместитель командира батальона, комбат, зам. командира полка, командир полка, заместитель командира дивизии, командир дивизии – генерал-майор, совершил 550 прыжков с парашютом.
Храбро воевал Лев Горелов и на фронте, был ранен при совершении рейда в тыл противника. В марте 1945 года 357-й полк, где служил Горелов, вел боевые действия на территории Венгрии и вышел к реке Раба. Для успешного форсирования полка рота десантников под командованием Льва Горелова совершила рейд в тыл противника, где за ночь уничтожила артиллерийскую и минометную батареи, командный пункт полка и перешла к обороне на центральной дороге, удерживая ее до подхода основных сил.
За проведенную операцию маршал Советского Союза Р. Малиновский, будучи в это время в войсках, лично вручил Льву Горелову орден Красной Звезды. Ныне на парадном мундире генерал-лейтенанта Л. Горелова одиннадцать орденов: три ордена Красного Знамени, орден Отечественной Войны I степени, три ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» и три ордена Богдана Хмельницкого I, ІІ и III степени.
После войны Лев Горелов продолжал служить в ВДВ.

Ключ от Праги
Льву Николаевичу до сих пор отчетливо памятны события июля 1968 года, когда его вместе с командующим ВДВ генералом
В. Маргеловым вызвал к себе Министр Обороны СССР Маршал Советского Союза
А. Гречко. Он обрисовал обстановку в Чехословакии, где оппозиционные силы стремились вывести страну из Варшавского договора. Чтобы предотвратить мятеж, командование решило десантировать 7-ю воздушно-десантную дивизию, которой Лев Горелов в то время командовал.
– На следующий день, – рассказывает Лев Николаевич, – я с командирами полков в гражданской одежде, под видом дипломатов, вылетел в Прагу. Там мы стали изучать местность, объекты захвата.
12 августа объявили тревогу, вывели дивизию в места сосредоточения и в ночь с 21 на 22 августа получили приказ десантироваться в Праге. 450 самолетов 7-й дивизии взлетали с аэродромов Прибалтики, Белоруссии, Калининграда. Я вместе со штабом летел в первом самолете с Литовского аэродрома Кеденяй. При подлете к аэропорту Рузине там выключили свет на взлетно-посадочной площадке, и первые три самолета приземлились без освещения. Потом чехи дали свет. К четырем часам ночи вся дивизия десантировалась, и пошли на Прагу. К 9 утра по местному времени мы взяли город. Оппозиционные силы из студентов должны были оказать нам сопротивление. Они кинулись к арсеналу, но там уже стояли наши ребята.
Разведчики дивизии, сняв охрану, подошли к кабинету Дубчека, где шло совещание. Я получил приказ все правительство и Генерального секретаря ЦК коммунистической партии Чехословакии Дубчека отправить на аэродром, а оттуда – в Советский Союз на переговоры. На аэродроме я подошел к Дубчеку и представился: «Товарищ Генеральный секретарь, командир 7-й дивизии Лев Горелов». Дубчек посмотрел на меня и попросил выпить. И мы выпили с ним по сто грамм.
Через полтора месяца Горелов вывел дивизию из Праги и поставил на ближайший аэродром. Он до сих пор гордится, что не потерял ни одного солдата.
В 1969 году, на годовщину Чехословацкой республики, была приглашена делегация Советского Союза, в которую входил и генерал Горелов. На приеме в Пражском Граде Председатель Совета министров Людвиг Свобода за удачную операцию вручил Льву Николаевичу символический ключ от Праги, который он бережно хранит.

«Вводить войска вАфганистан не надо»
Учитывая умение Льва Николаевича Горелова успешно решать сложные задачи, его в 1975 году назначили главным военным советником в Афганистан, где в то время была сложная внутриполитическая обстановка. Военные советники под руководством Горелова проводили с афганцами военные учения, помогали им осваивать новую технику, формировать новые части, готовить штабы к руководству войсками и одновременно вести боевые действия с бандформированиями, проникшими из Пакистана. В период с 1978 по 1979 годы совместно с военными советниками Л.Н. Горелов провел ряд военных операций и освободил пять афганских городов от пакистанских наемников, за что был награжден орденом Красного Знамени.
В 1979 году генерал-лейтенанта Горелова вызвали в Москву и заслушали на заседании Политбюро ЦК КПСС. Лев Николаевич доложил об обстановке в стране и о состоянии афганской армии. На вопрос Л.И. Брежнева о целесообразности ввода советских войск в Афганистан Лев Николаевич ответил отрицательно, объяснив, что наша армия не была готова драться в горах. Однако его мнение не было учтено, и Лев Николаевич был отозван в Москву 4 декабря, а 27 декабря советские войска вошли в Афганистан.
В январе 1980 года Горелов получил новое назначение на должность заместителя командующего войсками Краснознаменного Одесского военного округа по ВУЗам и вневойсковой подготовке. За четыре года на этом посту Лев Николаевич много сделал для укрепления военных кафедр в институтах Одессы и других городов. По его инициативе и участии в Николаевском педагогическом институте был создан единственный в Советском Союзе факультет военруков, куда принимали уволенных в запас прапорщиков и сержантов со средним образованием.
К сожалению, после первого выпуска факультет прекратил свое существование. А Лев Николаевич ушел в запас. Но продолжил общественную работу. С 1992 года он является заместителем председателя Одесского областного совета ветеранов, оказывает посильную помощь участникам боевых действий, афганцам, часто выступает перед молодежью в вузах, техникумах, школах.
Повезло Льву Николаевичу и в личной жизни – у него крепкий тыл: жена – Клавдия Пантелеймоновна, дети – сын Юрий, десантник, полковник запаса, дочь Наташа, заслуженный врач,
внуки.

Виктор ШЕВЧЕНКО, полковник в отставке.



Обсудить на форуме или в блоге