Право на счастливое детство

Bookmark and Share


Наболевшая проблема практически всех регионов нашей страны – детская преступность. Об этом разговор с начальником криминальной милиции по делам детей городского управления ГУ МВД в Одесской области капитаном милиции Александром ЛЫСЫМ.

– Александр Ярославович, в правоохранительной системе криминальная милиция по делам детей – структура относительно новая…
– В июле 1995 года увидело свет Постановление Кабинета министров Украины № 510. Криминальная милиция пришла на смену известным с советских времен инспекциям по делам несовершеннолетних, а позже в названии новой структуры вместо термина «несовершеннолетние» в соответствии с Семейным кодексом Украины в 2002 году вошел в обиход термин «дети». Наши главные задачи – профилактика правонарушений среди лиц, не достигших совершеннолетия, обеспечение их прав и социальной защиты. Важно, в частности, и выявление взрослых граждан, совершающих преступления в отношении несовершеннолетних, вовлекающих их в преступную деятельность, чаще всего в попрошайничество и занятия азартными играми.
В области функционирует отдел, есть отделения и в районах. В городском отделении работают 83 человека.
– Детская преступность специфична?
– Да, хотя общие черты у детской и так называемой «взрослой» преступности, конечно, имеются. Что же касается специфики, то опергруппа, прибывающая по вызову, часто без проволочек определяет «детский» след. Он проглядывает и в способах совершения преступлений – например, к объекту посягательства проникают через форточку. Иногда вблизи мест преступлений и правонарушений оперативники выявляют и места обитания, характерные только для малолетних, – вроде вентиляционных люков или подвалов с крошечными окнами. Специфика часто видна и в предметах посягательства. Например, правоохранителям приходилось сталкиваться с ситуацией, когда малолетки, проникнув в пустую квартиру, первым делом опустошали холодильник, искали сладости, деликатесы. В качестве предметов посягательства нередко фигурируют небольшие суммы денег, мобильные телефоны.
Детская преступность отличается от взрослой и по части мотивации. Подросток часто идет на правонарушения ради доступа к развлечениям вроде карусели, иногда из желания заполучить лакомства, а случается, из элементарного чувства голода или желания приобрести одежду. Иногда преступления дети совершают, чтобы «показать себя» и самоутвердиться в глазах друзей. Конечно, большинство таких ребят – из так называемых неблагополучных семей. Детскую преступность также производит беспризорная среда. По каждому такому случаю мы проводим тщательную проверку с целью выявления причин происшествия.
– Вы сказали о беспризорных детях и детях из неблагополучных семей. Но ведь известно, что ряды несовершеннолетних правонарушителей, кроме современных «гаврошей», пополняют и дети из обеспеченных семей. Почему так происходит?
– Причин много, но здесь в первую очередь я бы сказал о социальных аспектах проблемы невыполнения родителями своих обязанностей. Сегодняшняя жизнь заставляет людей много работать. Представьте ситуацию, например, когда оба родителя с пяти часов утра трудятся на 7-м километре, а возвращаются домой затемно. Естественно, их ребенок весь день, особенно летом, предоставлен сам себе.
И как, скажите, ему избежать влияния улицы? Тем более что времена, когда были доступны многочисленные кружки по интересам и работали бесплатные спортивные секции, миновали – досуг сегодня часто заполнить нечем. Мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда родители, вроде бы понимающие и разумные люди, не только перестают следить за учебой ребенка, но и не в состоянии сказать что-либо о друзьях своего сына, о его круге общения. Так, в лучшем случае они знают, что их ребенок ходит в соседний двор, где играет с какими-то мальчиками. Также, на мой взгляд, недостаточной в этом плане является и воспитательная роль школы. Даже в наших условиях она могла бы быть более весомой.
– Кто работает вместе с вами? В структуре криминальной милиции по делам детей?
– Как правило, молодые люди. Конечно, юридическое образование для каждого обязательно. Важно и то, что примерно четверть наших сотрудников – женщины. Многие из них – с педагогическим образованием. Навыки социального педагога необходимы – мы ведь участвуем в сложном процессе коррекции личности трудных подростков. Позитивно сказывается на работе и то, что наши сотрудники вооружены знаниями в сфере детской психологии – найти общий язык с подростком, понять ход его мыслей, рассуждений – это сколь важно, столь и сложно. Тем более что психология несовершеннолетних правонарушителей имеет ряд особенностей, в которых важно разобраться. Но самое главное – нашим сотрудникам присуще понимание, что чужих детей не бывает. Для моих коллег немыслимо не вкладывать в работу частичку души.
– Расскажите о результатах работы возглавляемой вами структуры.
– В текущем году на учете органов внутренних дел состоит 176 семей, в которых проживают 300 детей. Работа с ними направлена прежде всего на профилактику. За ненадлежащее выполнение родительских обязанностей к административной ответственности привлечено 779 граждан. Установлены 22 факта вовлечения несовершенно летних в преступную деятельность, по данным фактам возбуждены уголовные дела по статье 304 Уголовного кодекса Украины. Особое направление работы связано с пресечением детского алкоголизма – в городе и области выявлены 93 факта реализации несовершеннолетним алкогольных и слабоалкогольных напитков, а также 23 факта доведения несовершеннолетних до состояния алкогольного опьянения. Во всех случаях приняты меры. Не менее значительны и результаты борьбы с детским курением. За каждой цифрой в отчете всегда стоят живые конкретные люди. И дело, конечно, не только в количестве проведенных с представителями городской власти рейдов по выявлению беспризорников, хотя это тоже исключительно важно. Результатами, впрочем, не обольщаемся; работы – непочатый край.

Валентин КОНСТАНТИНОВ.



Обсудить на форуме или в блоге