Не только многие дайверы, но и те, кому, в принципе, интересна деятельность подводных археологов, подметили интересную закономерность – а именно: серийность резонансных находок, совершаемых исследователями морских глубин. Обычно дело происходит так: какая-либо из громких находок дает невидимый импульс, после которого подводные открытия следуют одно за другим.
В Одессе одну из таких точек отсчета некоторые исследователи связывают с обнаружением дайверами «тетушки Ю» – немецкого самолета времен Великой Отечественной войны «Ю-52» – неподалеку от Воронцовского маяка, что в свое время вызвало заметный резонанс не только в дайверских кругах. Сложно поверить, но это факт – вскоре последовала серия новых находок местных «ихтиандров» – подводных археологов.
Сначала, в том же 2009 году, одесские «ныряльщики» обнаружили рядом с местом гибели самолета затонувшее судно. Неизвестное плавсредство постройки девятнадцатого века было найдено в акватории Одесского порта. Как предполагают эксперты, речь может идти о неком аналоге старого плавучего крана, а быть может, о простой барже. Думаю, в ближайшее время дайверы расставят акценты, по крайней мере, в отношении данного объекта.
Вскоре после этого при участии одесситов последовало важное открытие у крымских берегов. Там удалось поднять на поверхность некоторые предметы с борта византийского судна, затонувшего предположительно в десятом веке. Среди дайверских трофеев – амфоры, осколки посуды, фрагменты самого судна. В данном случае не обошлось без применения спецтехники – объект находился на глубине 126 метров.
Из этой же серии крупное открытие, пожалуй, наиболее насыщенное сенсационностью и относящееся к античным временам. Участники одного из одесских дайверских клубов в конце прошлого года нашли близ острова Змеиный античное судно. Находка сама по себе уникальна – ее объясняют тем, что сероводород, преобладающий на значительных глубинах, перекрыл доступ кислороду, тем самым способствуя сохранности объекта. До нас дошли остов судна и груз – около тысячи пустых амфор, в которых, видимо, когда-то было оливковое масло, вино… Впору говорить о подводном морском музее.
Локальные открытия происходят чаще, но далеко не всегда дайверы информируют о них общественность. Не оповещают по разным причинам. Кто-то желает удержать находку в тайне, надеясь лично исчерпать все возможности исследователя, кто-то нетерпим к дайверам-конкурентам, а кто-то просто не хочет огласки…
А ведь за кадром еще остаются подводные сюрпризы, не связанные с гибелью флота, в сфере той же подводной палеонтологии, например. За время, о котором идет речь, дайверы находили останки древних носорогов, мамонтов и саблезубых тигров. Да и не только в палеонтологии дело. Объявлялись в последнее время и следы древних поселений там, где когда-то проходила береговая линия. Среди находок там часто встречается древняя керамика. Последней особенно много у берегов Керчи, Ялты, Феодосии, Севастополя…
Конечно, вполне естественен вопрос о праве владения подводной находкой. Что же касается юридического аспекта темы, то, не вдаваясь в детали, скажу, что согласно статье 138 Гражданского кодекса Украины, находка дайвера – вещь, которая по объективным обстоятельствам выбыла из владения собственника или лица, которому она была передана. То есть вроде бы она не относится к категории обнаруженных кладов.
И еще, сегодня в Украине только официально действуют около 70 дайверских центров, многие из которых вправе гордиться своими открытиями. Приятно, что одесситы – в их числе, причем на первых ролях.
Юрий КРАСНЕР.