Праздник сердца

Bookmark and Share


Традиция отмечать День города в Одессе уходит далеко в прошлое. Ничего удивительного в этом нет – праздники и фестивали Одесса любила всегда, а День рождения города у моря изначально являлся самым близким торжеством для сердца одессита.
Принято считать, что летоисчисление Одессы происходит от того момента, когда Екатерина Великая по протекции князя Григория Потемкина Таврического решила: «Городу быть!». Хотя в связи с основанием города цитируют очень многие документы и ссылаются на очень многие даты...
Итак, День города. Если обратиться к историческим свидетельствам, еще в позапрошлом веке все горожане готовились к знаменательному дню загодя, как, впрочем, и ко всем другим праздникам. Для одних сословий организовывали балы и фестивали, для других – народные гулянья, угощения и фейерверки. В литературе встречаем многочисленные описания торжеств. Можно сослаться на многих мемуаристов, включая главного городского летописца Александра Дерибаса, рассказавшего потомкам о том, как проходили эти праздники. Например, о салютах, которые устраивал в день города на Ланжероне и в Аркадии некий Роджеро, одессит итальянского происхождения. Современники, наблюдавшие организованные им фейерверки, нарекли его гением пиротехники, После кончины «маэстро» его дело унаследовал и продолжил сын.
…Да, День города, по Александру Дерибасу, было принято широко отмечать еще много лет назад. Горожане готовились к выходу «в свет» заблаговременно. Дамы, как водится, старались удивить друг дружку нарядами и прическами, кавалеры – поразить соперников элегантностью и остроумием, а кое-кто, и, возможно, таких было много, желал на празднике заработать. Некоторые хотели просто хорошо отдохнуть, выпить-закусить на склонах Приморского (тогда Николаевского) бульвара или в Аркадии, где чествование города носило более пышный и затратный характер. Покушать и пофилософствовать, обсудить свежие новости за столиком при прохладном аромате моря наши земляки любили всегда, особенно на исходе лета. Без этого одесситы не были бы одесситами. Тем более что праздник сам по себе для нашего земляка, будь то «аманины» или размашистая свадьба, был всегда более желаем, нежели рутинная работа в конторе или за прилавком.
В какие времена начали праздновать День города, что называется, с размахом? Когда в пределах третьего по значению города Российской империи праздник обрел статус, что называется, всенародного? Думаю, что здесь можно говорить, прежде всего, о столетии Одессы, в 1894 году.
В последний год деятельности талантливого управителя Григория Григорьевича Маразли на посту городского головы праздник приобрел особую значимость и смысл. Власти утвердили программу торжеств, которая была напечатана в одной из лучших типографий, принадлежавшей некоему Шульце. Что же касается самих торжеств, то о них говорили во всей империи. Даже петербургский журнал «Всемирная иллюстрация» сообщал: «Всюду чувствовалось необычайное оживление, гавань, улицы были изящно декорированы. Площадь, возле городской думы, утопая в зелени, пестрела флагами и гербами. По всему городу двигались непрерывные толпы народа».
К этому можно добавить, что приглашения на торжества получили министры и прочие высокопоставленные особы, и бывшие генерал-губернаторы, градоначальники, а также почетные граждане, старейшие одесситы. Во всех театрах города давали благотворительные спектакли, а в Оперном выступал оркестр под управлением Прибика. В учреждениях читали лекции, посвященные столетию города, открывали выставки работ учащихся ремесленных и технических училищ. Сообщалось также о том, что была изготовлена медаль, на лицевой стороне которой красовалась надпись: «В память столетия Одессы 1794 – 1894 г.г.»
Что касается издательского дела, то в год столетия города увидели свет многие шедевры полиграфии, к которым отношу, например, справочник-путеводитель В. Коханского, приуроченный к юбилею. Издание и по сей день, не только востребовано краеведами, но и может в чем-то служить образцом. Сколько сведений находим в нем! Путеводитель давал ответы на многие вопросы, включая сведения о том, как выйти на контакт с городским начальством того времени, или подробное повествование о захоронениях на Старом одесском кладбище, которое, как известно, было уничтожено в прошлом веке.
Справедливости ради замечу, что выпуском в свет достойной полиграфической продукции День города достойно отмечали и ранее, в самые отдаленные по времени годы. Хотя бы во времена бытности городским головой Николая Новосельского, занимавшего этот ответственный пост в течение двенадцати лет, до прихода к вершине городского управления Григория Маразли. И много позже, когда именно к празднику, столь чтимому одесситами, приурочивали издания, посвященные знаменитым одесситам или выдающимся делам, относящимся к сфере развития города. Юбилеи города в прошлом по какому-то странному совпадению отмечены всплесками издания справочной литературы.
Празднованию Дня города отдавали дань и в последующие годы. К нему даже приурочивали императорские визиты. Один из таких знаменательных визитов состоялся в 1905 году, когда последний царствующий самодержец сразу после празднования Дня города провел смотр воинских подразделений в районе «2-й Заставы». Конечно, событие нашло отражение в периодике того времени.
…Помимо пышных торжеств и сугубо праздничных мероприятий, видимо, со второй половины позапрошлого столетия власти Одессы начали посвящать Дню города абсолютно реальные исключительно полезные вещи. Так, накануне столетия, бурными темпами развивалось городское строительство, возникали новые кварталы, улицы, дворцы, особняки, иные из которых и по сей день являют собой лицо города. Одесса преображалась. Взгляните хотя бы на генеральный план городского строительства, разработанный в юбилейном году инженером Дитерихсом. Архитектурные комплексы и объекты, спроектированные лучшими зодчими того времени, узнаваемы и сегодня, вызывают восхищение хозяев и гостей города хотя бы выдающейся эклектикой, хотя бы отдельными творениями. Забавно отмечать на плане Дитерихса сельскую местность, которую сегодня воспринимают почти как центр города. Как-то странно, например, видеть Лузановку за пределами самых отдаленных городских окраин…
А центр города? Он, похоже, особых изменений не претерпел. Пройдитесь, господа, по кварталам, прилегающим к центру, планировка которых состоялась пару столетий тому назад, чем, к слову, может гордиться далеко не каждый украинский город. На иных зданиях и по сей день можно увидеть даты возведения сооружений, известных и в наши дни. Хоть на Канатной, хоть на Тираспольской… А кое-где даже сохранены памятные таблички с фамилиями выдающихся архитекторов прошлого.
Еще в далекую эпоху ко Дню города приурочивали даже открытие «доходных» предприятий – заводов и фабрик, гостиничных заведений, торговых заведений, некоторые из которых функционируют и по сей день. Во времена Маразли счет нововведениям, полезным для города, ежегодно шел если не на сотни, то на десятки. Власти проявляли заботу и о досуге горожан. Хотя бы один пример – речь о создании в канун столетия зоопарка. Незадолго до юбилея отцам Одессы были представлены план и чертеж «Зверинца на Полицейской улице у обрыва…». «Зверинец» находится во «властном» внимании и сегодня. Из этой же серии посвященнные юбилею другие нововведения прошлого, вроде открытия цирка-варьете. Приложил к последнему руку хозяин пивоваренного завода некий Вильгельм Санцбахер, которому меценатство обошлось не дешево. Здание цирка возвели из железных конструкций, спроектированных и изготовленных в Германии. В этом же ряду «перестроение» двух водолечебниц, также имеющее отношение к памятной дате.
Кстати, примерно в ту же эпоху у одесситов родился обычай связывать важные личные события вроде свадеб и новоселий именно с Днем города. Здесь уже можно говорить о возникновении народной традиции. Считают, что свадьба в День города может принести счастье.
Невозможно не сказать и о том, что среди состоятельных горожан Одессы считалось правилом хорошего тона совершать к празднику благотворительные акции, дарить что-либо городу либо поддерживать малоимущих одесситов. Тон в этом задавали первые лица города, прежде всего, знаменитый Маразли. Ко Дню города открывали приюты, больницы, богоугодные заведения, а также культурные учреждения. Если обратиться к мемуарной литературе, то можно вспомнить о самых значимых дарах городу этого выдающегося одессита греческого происхождения. Не стану утомлять читателя длинными списками его даров и пожертвований. Как по мне, то и по сей день дар Григория Маразли в виде картинной галереи является образчиком масштабного и бескорыстного пожертвования частного лица городу.
У того же Дерибаса встречаем фамилии известных купцов-дарителей. Среди них – Иван Чурилов, Илларион Портнов, Евгений Кленов, Федор Зайченко… Между состоятельными одесситами в этом плане даже велось негласное соревнование. Когда однажды, в канун Дня города, на новом здании реального училища появилась табличка с фамилией дарителя, исполненная по латыни – «RODOKANAKION», то год спустя, так же в центре Одессы, появилось такое же училище. Табличка, правда, на этот раз была другая – «MAVROCORDATO».
У одесситов один из главных городских праздников – День города – по-прежнему в чести. Если ознакомиться с его программой сегодня, то горожане из тех, кто почитает славную дату, также найдут в ней немало интересного. И культурные мероприятия, и многое другое.

Валентин ЗАЙКО.



Обсудить на форуме или в блоге