Наступает конец купального сезона в Одессе. Пора подводить итоги: сколько, когда и как… по сравнению с предыдущим годом, а еще лучше –
по сравнению c 1913 годом.
Однако история свидетельствует, что по мере того как в Одессе развивалось пляжное дело, сопровождаемое пикниками, с одной стороны, господ с дамами), а с другой – простолюдинов (с мамзелями), резко возрос процент населения, стремящегося остаться в курортной зоне, не платя в казну курортного сбора (потому как пойди собери с него сбор, когда он вечно обосновался на дне «на вечные времена», или попросту утоп). С этим следовало как-то бороться. И с этим боролись. Источники свидетельствуют: «Одесское общество спасания на водах» образовалось в конце 70-х годов в память чудесного избавления Государя Императора Александра ІІ от покушения 4 апреля 1866 года».
Но смешно было бы ограничиться созданием всего-навсего какого-то «общества». Одесситы мыслили масштабнее. И вскоре образовался «Одесский округ спасания на водах». В планах членов его правления были грандиозные проекты, вплоть до устройства спасательной станции в селе Дофиновка (очевидно, в качестве своеобразного полигона – чтоб не сразу новшество опробовать на одесситах). Для этого в Великобритании (знай наших!) была закуплена десятивесельная спасательная лодка. Но то ли на весла ни разу не собралось одновременно десять трезвых спасателей, то ли в селе Дофиновка некого было спасать, – все ушли в спасатели, и идея рухнула, а округ прикрыли. Причем первой с концами исчезла дорогостоящая и, просим заметить, импортная лодка.
А при этом несчастные случаи на воде продолжались. Положение усугублялось тем, что в этот период многие одесситы овладели искусством прямо на пляже смешивать шампанское «Луи Редерер» с бордоским красным «Шато-Латур». Смесь получалась ударная, и кривая несчастных случаев на воде резко шла вверх.
В 1885 году градоначальником Одессы стал генерал-лейтенант П.А. Зеленой (любовно названный одесситами Зеленым). Он стал не только героем большинства одесских анекдотов, но и тем человеком, который возобновил деятельность Одесского округа спасания на водах. Да, это он построил спасательную станцию на Большом Фонтане, которая при открытии ее 23 марта 1891 года (по старому стилю) получила имя адмирала К.Н. Посьета. Этот героический адмирал был знаменит тем, что чем бы он ни командовал, все было обречено: корабли тонули, железнодорожные составы шли под откос. Дав его имя спасательной станции, одесситы поступили мудро: наконец-то адмирал перестал крушить и начал спасать. Но количество несчастных случаев на воде продолжало расти. Правление общества спасания срочно провело расследование и обнаружило: одесситы начали смешивать шампанское «Клико» с мадерой «Империалъ». От такой смеси шансов спастись было совсем мало. От нее надо было спасать уже не только на водах, но и на берегу. И тогда на средства члена общества спасания А.А. Анатры был построен приемный покой на Военном молу с целью приведения в чувство как пьющих, так и тонущих. РОПиТ выделил для приемного покоя специального фельдшера, а заодно и спирт. С этого момента в покое таки стало что принимать, и место стало весьма популярным.
Но с таким положением дел не могла смириться супруга градоначальника Наталья Михайловна Зеленая. Ведь от Военного мола до, скажем, Платоновского было несколько миль. А если и на Платоновском имеются страждущие?! И тогда в 1894 году ее попечительством уже на Платоновском молу был построен приемный покой. Имя ему она дала неброское: «Имени Н.М. Зеленой» На большее ее фантазии не хватило.
К сожалению, приемный покой на Платоновском молу, переживший войны и революции, не устоял под напором великих преобразований нашего времени.
Такова участь и многих других спасательных сооружений Одессы. Для справки: к концу ХІХ века Одесский округ спасания на водах имел 5 спасательных станций, 4 поста І разряда, 6 постов ІІ разряда и 22 поста ІІІ разряда. Но из них сохранилось лишь здание люстдорфской «Спасательной станции с залом им. Гоголя», правда, в конце уже ХХ века в нем разместилось кафе с коварным названием «Гапон», а на наблюдательной площадке – летняя дискотека, на название которой так и просилось «Кровавое воскресенье». Но это все в недалеком прошлом.
А между тем купальные сезоны в Одессе сменяют друг друга. Меняются и вкусы. Нынче ветераны пляжей осваивают новый рецепт: смешивают бормотуху с сивухой – смесь, после которой к морскому «спасите наши души…» хочется прибавить: «…а заодно и печень, и почки, и поджелудочную».
Хочется верить, что, входя в благостное, но коварное Черное море, одесситы и гости города будут помнить вещие слова инспектора врачебного управления, статского советника А.В. Корша, еще в начале ХХ века подарившего нам «Правила морских купаний»: «Должно стараться, чтобы волна ударяла не в грудь, а в спину…»
А в остальном: «Спасение утопающих – дело рук…».
Валерий Нетребский, краевед,
Валерий Шерстобитов, член Областной
организации писателей-маринистов.