В публикациях, посвященных встрече в Одессе героев крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», иной раз путают даты, не учитывая, что встреч было несколько: 19 марта встречали пароход «Малайя», где находилось 268 матросов во главе со старшим офицером «Варяга» Степановым, а 6 апреля (19-го по новому стилю) встречали французский пароход «Криме», на котором прибыли 444 матроса во главе с командиром «Варяга» Рудневым. В промежутке между этими встречами из Марселя прибыла группа офицеров во главе со старшим штурманом «Варяга» Беренсом (будущим красным адмиралом – начальником штаба Балтийского флота). Сбило с толку то обстоятельство, что на «Малайе» прибыл корабельный священник – однофамилец командира – Руднев. Таким образом, можно говорить о двух «триумфальных встречах» в Одесском порту.
Но следует отметить и еще одно последнее торжественно-траурное событие в одесском порту, состоявшееся 18 сентября 1905 года: прибытие праха героя Порт-Артура генерал-лейтенанта Р.И. Кондратенко.
В самый тяжелый момент осады Порт-Артура он возглавил оборону, занимался усовершенствованием оборонительных позиций, лично руководил обороной на самых сложных и опасных участках. Отличительным свойством Кондратенко было умение воздействовать на дух войск, что рельефно сказалось при отражении нескольких штурмов, когда никто не надеялся уже на успех; он связал сухопутные и морские войска в одно целое, умело направляя их к совместной работе. Погиб 2 декабря 1904 года на форте № 2 от прямого попадания в каземат гаубичного снаряда. Вместе с ним погибли еще восемь офицеров. Существует версия, что обстрел японцами форта
№ 2 из крупнокалиберных орудий во время пребывания там Кондратенко не был случаен и был вызван сознательным предательством кого-то из сторонников сдачи крепости. По мнению ряда исследователей, смерть Кондратенко предрешила судьбу крепости. 20 декабря Порт-Артур был сдан генералами Стесселем и Фоком, несмотря на возможность дальнейшей обороны.
После окончания русско-японской войны бренные останки героя прибыли в Одессу 18 сентября. На другой день прах генерала был перевезен с парохода на вокзал, а 26 сентября в 10 часов утра поезд с телом
Р.И. Кондратенко подошел к Николаевскому вокзалу в Петербурге, где уже собралась толпа народа, желавшего отдать последний долг национальному герою. Роман Исидорович Кондратенко был перезахоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
После встречи героев русско-японской войны ни Одесса, ни Петербург не видели более величественного зрелища. Но тогда встречали живых, а теперь – усопшего. Тогда война только начиналась, и в лице героев «Варяга» и «Корейца» люди встречали и чествовали надежду на счастливый исход войны! Надеждам этим не суждено было сбыться, и в лице покойного порт-артуровского героя-мученика люди встретили единственную отраду, почти единственный героический образ, осветивший мрак этой неудачной войны.
Ошибки руководства Морского ведомства и командующих 1-й и 2-й Тихо-океанских эскадр пришлось смывать кровью тысяч моряков и потерей престижа Российского флота.
Валерий Нетребский, краевед,
Валерий Шерстобитов, член Областной организации писателей-маринистов,
специально для «Одесского вестника».